Обзор рынка (отрасли)
После активного восстановительного роста в 2021 г. мировая экономика в 2022 г. перешла к замедлению. Снижение темпов глобального роста и ужесточение финансовых условий на мировых рынках во многом происходит из-за резкого повышения цен на продовольствие и энергоносители, на фоне чего крупнейшие развитые страны вынуждены сворачивать стимулирующие меры бюджетной политики и переходить к ужесточению денежно-кредитной политики.
В 2022 г. против России введено большое количество санкций — финансовых, энергетических, технологических и транспортно-логистических. Санкции в экспорте, импорте, банковских транзакциях, окончание сотрудничества с западными контрагентами неизбежно приводят к ограничению возможностей в производстве, реализации товаров. В свою очередь, это ведет к снижению качества или повышению цены товаров и услуг напрямую или косвенно через удорожание или замедление доставки, изменение комплектации и т. д.
По оценке МВФ, в 2022 г. мировой ВВП превысил 100 трлн долл. США, в том числе ВВП России — 2,1 трлн долл. США (девятое место в топ-10 стран).
Компания осуществляет свою деятельность в электроэнергетике России — важнейшей базовой отрасли промышленности, обеспечивающей производство, передачу, распределение и сбыт электроэнергии потребителям.
Основные факторы, определяющие состояние экономики России в целом и оказывающие влияние на электроэнергетикуИсточники: Росстат, Банк России.
Динамика ВВП
Индекс физического объема ВВП в 2022 г. относительно 2021 г. составил 97,9% (в 2021 г. относительно 2020 г. — 104,7%)
Инфляция
Инфляция в 2022 г. составила 13,8% (в 2021 г. — 6,7%)
Процентные ставки на привлечение кредитных средств
В течение 2022 г. Банк России неоднократно изменял ключевую ставку:
- с начала года до 13 февраля — 8,5%;
- с 14 февраля до 27 февраля — 9,5%;
- с 28 февраля до 10 апреля — 20,0%;
- с 11 апреля до 3 мая — 17,0%;
- с 4 мая до 26 мая — 14,0%;
- с 27 мая до 13 июня — 11,0%;
- с 14 июня до 24 июля — 9,5%;
- с 25 июля до 18 сентября — 8,0%;
- с 19 сентября до конца 2022 г. — 7,5%
Общая оценка состояния и тенденции развития энергетики Российской Федерации в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р
Российская Федерация входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергетических ресурсов, а также по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики.
Среди крупнейших экономик мира топливно-энергетический баланс Российской Федерации является одним из самых экологически чистых (низкоуглеродных) — более трети генерации электрической энергии приходится на атомную энергетику, гидроэнергетику и другие возобновляемые источники энергии, около половины — на природный газ.
Энергетическая инфраструктура Российской Федерации, основу которой составляют Единая энергетическая система России (ЕЭС России), Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях — от арктической до субтропической зоны.
Российская Федерация, исходя из своих национальных интересов, ресурсного и интеллектуального потенциала с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития, одобренных Генеральной Ассамблеей ООН, вносит существенный вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности.
Энергосистема Российской Федерации состоит из ЕЭС России, в которую входят семь объединенных энергосистем (ОЭС) — ОЭС Центра, Средней Волги, Урала, Северо-Запада, Юга и Сибири и территориально изолированных энергосистем (Чукотский автономный округ, Камчатский край, Сахалинская и Магаданская области, Норильско-Таймырский и Николаевский энергорайоны, энергосистемы северной части Республики Саха (Якутия)).
Для электроэнергетики России в полной мере актуальны вызовы, стоящие перед мировой электроэнергетикой, в то время как угрозы имеют специфику, определяемую следующими общими для топливно-энергетического комплекса проблемами:
- замедление темпов роста мировой экономики, изменение структуры потребления и снижение спроса на продукцию топливно-энергетического комплекса, перепроизводство углеводородных энергетических ресурсов и, как следствие, сохранение цен на них на низком уровне;
- дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе вследствие ограничения возможности привлечения организациями топливно-энергетического комплекса долгосрочного финансирования со стороны иностранных инвесторов и слабого развития венчурного кредитования;
- сохранение наряду с рыночными отношениями нерыночных отношений и обременений в сфере конечного потребления продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе наличие перекрестного субсидирования;
- большие вызовы научно-технологическому развитию, указанные в стратегии научно-технологического развития, в частности, качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивания объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и эффективного использования.
Наряду с проблемами, общими для топливно-энергетического комплекса, отраслевыми проблемами и факторами риска в электроэнергетике являются:
- диспропорция между заявляемыми характеристиками электропотребления при технологическом присоединении и их последующими фактическими значениями;
- низкая платежная дисциплина потребителей на розничном рынке электрической энергии;
- несовершенство действующей модели отношений и ценообразования в сфере энергоснабжения и теплоснабжения и недостаток конкуренции на рынках электрической энергии и мощности;
- сохранение перекрестного субсидирования, снижающее эффективность централизованной системы энергоснабжения;
- недостаточный уровень автоматизации технологических процессов и повышение уязвимости объектов, связанное с усложнением систем и алгоритмов управления этими объектами.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ, ПО УБЫВАНИЮ ЗНАЧИМОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ
Передача электроэнергии и технологическое присоединение являются регулируемыми государством видами деятельности. Тарифы на услуги Компании, утверждаемые регулирующими органами, прямо влияют на объемы полученной выручки
Тарифы на услуги Компании по передаче электроэнергии устанавливаются с приростом в рамках темпа роста, устанавливаемого прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации
- Экономическое обоснование затрат, включаемых в тарифы, в том числе по включению в тарифы экономически обоснованных расходов, понесенных сверх учтенных в тарифах, и недополученных по не зависящим от Общества причинам доходов прошлых периодов
- Системная работа по оптимизации издержек
- Реализация совместно с ПАО «Россети» мероприятий по совершенствованию ценообразования в отрасли
ДИНАМИКА ЦЕН НА ОРЭМ
Изменение цен на электроэнергию на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ) непосредственно влияет на величину компенсации потерь электроэнергии в электрических сетях и, соответственно, на деятельность Компании в целом
Нерегулируемая одноставочная цена электрической энергии на ОРЭМ в 2022 г. выросла по отношению к 2021 г. примерно на 4,6%, что не только существенно ниже темпов инфляции, но и на 0,3 п. п. меньше, чем годом ранее
Комплекс мероприятий по снижению потерь электроэнергии в электрических сетях
ДИНАМИКА ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ
Изменение объемов энергопотребления напрямую влияет на состояние отрасли
- Фактическое потребление электроэнергии в ЕЭС России в 2022 г. составило 1 106,3 млрд кВт • ч, что на 1,5% больше, чем в 2021 г.Источник: отчет о функционировании ЕЭС России в 2022 г.
- Фактическое потребление электроэнергии в ОЭС Юга в 2022 г. составило 111,0 млрд кВт • ч, что на 2,8% больше объема 2021 г.Источник: отчет о функционировании ЕЭС России в 2022 г.
Комплекс мероприятий по развитию новых (нетарифных) видов бизнеса и увеличению нетарифных источников дохода
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ
Состояние отрасли напрямую влияет на все аспекты деятельности Компании
- Высокая степень износа основного генерирующего и сетевого оборудования
- Сокращение инвестиционных программ в отрасли
- Проблема неплатежей
- Выполнение комплекса мероприятий по техническому перевооружению, модернизации и реконструкции действующих электросетевых объектов
- Внедрение новейших инструментов управления Компанией, автоматизация ключевых функций для повышения эффективности принятия управленческих решений
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 гг.Источник: Минэкономразвития России., в среднесрочной перспективе:
- продолжится снижение мировых цен, что является следствием замедления роста мировой экономики;
- спад физических объемов российского экспорта в 2023 г. замедлится, а с 2024 г. начнется его восстановление;
- ожидается снижение давления на курс рубля, связанное с сокращением притока иностранной валюты и переориентации потоков капитала в нейтральные страны;
- уровень инфляции в 2023 г. ожидается на уровне 6,0%, в 2024 г. — 4,7%, в 2025 г. — 4,0%;
- в 2023 г. планируется снижение ВВП на 0,8% ввиду замедления мировой экономики, санкций на российский экспорт, ограничений на стороне предложения из-за санкций на импортные поставки и нарушения производственно-логистических цепочек. В 2024–2025 гг., при эффективной реализации мер экономической политики, направленных на адаптацию экономики к новым условиям, ожидается рост ВВП на уровне 2,6% в год;
- повышается вероятность рецессии в развитых странах ввиду перехода крупнейших центральных банков к ужесточению денежно-кредитной политики, что повлечет более существенное снижение цен на мировых товарных рынках;
- остается риск ужесточения действующего санкционного режима;
- с целью компенсации электросетевым компаниям инфляционного роста издержек за 2022 г. рост регулируемых тарифов в среднем по Российской Федерации с 1 декабря 2022 г. устанавливается в размере 9%, с 1 июля 2024 г. — 6%, с 1 июля 2025 г. — 5%.